Ключевская сопка

Синонимы: Ключевская сопка. Камчатская гора.

Местоположение: 56°11’с.ш., 160°47’в.д.

Географическое положение. Ключевской вулкан — самый активный и мощный базальтовый вулкан Курило-Камчатской вулканической области. Он находится в Ключевской группевулканов, расположенной в северной части Центральной Камчатской депрессии на правом берегу р. Камчатки.

Морфология и строение. Ключевской вулкан — типичный стратовулкан с конусом правильной формы и абсолютной высотой около 4750 м, самый высокий из действующих вулканов Европы и Азии; сложен базальтовыми лавовыми потоками и пирокластическим материалом, преобладающим в верхней части постройки.

В.И. Влодавец [1940] выделил в строении восточного склона вулкана три части (высотные зоны): крутосклонный конус — 33—35°, пологосклонный конус — 10—12° и подножие — 4°, граница между которыми проходит повысотным отметкам 3000 и 1800—1600 м.

Нижняя часть разреза вскрыта плохо и обнажается лишь по речкам Сопочной, Киргурич, Крутенькой. Она состоит из прослоев лав постройки вулкана и мегаплагиофировых лав верхней части фундамента. Объем вулкана достигает более 250 км3.

Современный конус, особенно привершинная его часть, изрезан барранкосами. а в западном, северо-западном и юго-восточном секторах осложнен вулкано-тектоническими желобами, расширяющимися к вершине. По отношению к последней они имеют радиальную ориентировку и, постепенно сужаясь, прослеживаются до высоты 2700 м над уровнем моря. В самой верхней своей прикратерной части (Н = 4760— 4500 м) желоба (эти желоба получили названия: Крестовский — расположен на северо-западном склоне вулкана, Козыревский — на западном, Апахончичевский — на юго-восточном ) ограничены крутыми уступами, а полости их представлены зонами дробления и редкими дайками.

Вершинный кратер вулкана, диаметр которого около 700 м, постоянно активен и изменяет свою морфологию как во время извержений, так и в периоды покоя.

Для эруптивной деятельности Ключевского вулкана характерны побочные извержения с образованием взрывных кратеров и шлаковых конусов на склонах вулкана на высотах от 500 до 3600 м. В настоящее время -их насчитывается около 80. Большинство из них образовалось в доисторическое время (4—1 тыс. лет назад). Сохранность их самая различная. Одни полностью разрушены, заполнены обломочным материалом склонов и перекрыты лавами более молодых извержений. Другие имеют хорошо сохранившуюся форму и четко выражены в рельефе. Наибольшее скопление побочных кратеров наблюдается в северо-восточном и юго-восточном секторах. В структурно-тектоническом плане они попадают в систему радиальных и, по-видимому, концентрических разломов, рассекающих постройку вулкана, образуя единую ареальную зону шлаковых конусов. Из побочных кратеров излилось довольно большое количество лавовых потоков. Перекрывая обломочный чехол и переслаиваясь между собой, они образуют почти сплошной покров от высоты 1500— 2000 до 500—600 м над уровнем моря, а отдельные языки их спускаются и ниже, перекрывая породы основания вулкана.

Извержения, их геологический и энергетический эффекты.

Ключевской вулкан очень активен. Средний расход магмы 60 млн т/год, что составляет половину ювенильных продуктов извержений всего Курило-Камчатского пояса.

Впервые описание пароксизмального извержения Ключевского вулкана мы находим у С.П. Крашенинникова, относящееся к 1737 г.: «Сей ужасный пожар начался сентября 25 числа и продолжался с неделю, с такою свирепостью, что жители, которые близ горы на рыбном промысле были, ежечасно к смерти готовились, ожидая кончины» Пламя, которое внутри ее сквозь расщелины было видимо, устремлялось иногда вниз, как огненная река, с ужасным шумом. В горе слышен был гром, треск, и будто сильными мехами раздувание, от которого все ближние места дрожали. Особливый страх был жителям в ночное время, ибо в темноте все слышнее и виднее было. Конец пожара был обыкновен­ный, то есть извержение множества пеплу, из которого, однако ж, немного на землю пало, для того что всю тучу унесло в море».

Межпароксизмальную стадию вулкана наиболее точно охарактеризовал в 1788 г. Данила Гауз — первый в истории совершивший восхождение на кратер: «Кратер выбрасывает беспрестанно огонь и пламя; днем пламя незаметно, но ночью видно ясно со всех сторон. Пламя подымается попеременно маленькое и большое. Когда оно не подымается вовсе, то кратер выбрасывает беспрерывно искры огня, которые гаснут в воздухе. Он выделяет густые белые пары, которые иногда принимают форму шара или обруча. Достигнув, наконец, вершины горы, я увидел весь кратер, который имел почти треугольную форму протяжением в одну версту. Середина кратера была заполнена лавой в виде корки. Она образует возвышенность над краем кратера. На боках этой лавовой горы видно, кроме главного кратера, несколько значительных отверстий, откуда выходят пары и огонь. В самой горе слышен также страшный шум, как будто она дрожит под ногами. Вредные пары испускали сильный сернистый запах…

Анализ вершинных исторических извержений приведен в фундаментальной работе Б.И. Пийпа , в ней же дано подробное описание пароксизмального извержения Ключев­ского вулкана в 1944—1945 гг.

Вершинные извержения всегда бывают более продолжительными, чем побочные, и имеют главным образом эксплозивный или эксплозивно-эффузивный характер. И.И. Гущенко рассчитал ритм пароксизмальных извержений вулкана для голоцена: одно извержение за 31 год в раннем голоцене, 25 лет — для позднего голоцена. Б.И. Пийп для исторического времени отмечает периодичность крупных извержений в среднем через 26 лет. Значительные изменения в динамике Ключевского вулкана наступили с 1932 г. В этот период продолжалась непрерывная деятельность вершинного кратера, менявшаяся от сильной фумарольной до взрывной. В дополнение к ней произошла серия побочных извержений. Эта перестройка в деятельности Ключевского вулкана отмечалась Б.И. Пийпом более 30 лет назад. Необходимо отметить, что если за историческое время — 212 лет (до 1932 г.) — достоверно не зафиксировано ни одного побочного извержения, то за последние 55 лет на склонах вулкана произошло 12 извержений. За эти годы получена полная научная информация о деятельности вулкана. Это связано с тем, что с 1.IX 1935 г. на Камчатской вулканологической станции, открывшейся в пос. Ключи, ведутся постоянные режимные наблюдения за вулканами Ключевской группы.

Первое историческое побочное извержение на склоне вулкана происходило из трех эруптивных центров на высоте 450—500 м. Извержение началось 25 января 1932 г. с образованием эксплозивного кратера, получившего название Киргурич. Спустя две с половиной недели эксплозивная деятельность сменилась эксплозивно-эффузивной, из конуса вытек шлакоглыбовый лавовый поток. 25 мая наступил перерыв в извержении. А через месяц произошло образование еще одного конуса (Туйла), действовавшего в течение четырех месяцев и повторившего динамику Киргурича. Третий конус (Биокось) образовался через неделю после окончания извержения Туйлы, повторив историю развития своих предшественников.

Извержение, Билюкая началось 7.11 1938 г. на восточном склоне и продолжалось 13 месяцев. Выше конуса Билюкай по трещине длиной около 5 км возникло несколько взрывных кратеров на высотах от 1000 до 1900 м. Верхние кратеры были эксплозивными, нижние — эксплозивно-эффузивными. Они действовали от одного до нескольких месяцев. По геологическому эффекту это извержение было самым крупным из всех исторических побочных извержений.

Извержение Юбилейной группы началось 19.VI 1945 г. на юго-восточном склоне вулкана. На высотах от 1100 до 1450 м по трещине длиной около 2 км произошло образование цепочки взрывных кратеров. Два нижних кратера проявляли активность до конца извержения, которое закончилось 7 июля.

Для кратера Крашенинникова (верхнего) была характерна эксплозивная деятельность, на месте нижнего сформировался шлаковый конус (Заварицкого), из него происходило излияние глыбового лавового потока.

Извержение Апахончича началось 23. X. 1946 г. на юго-восточном склоне вулкана на высоте 1500 м и продолжалось около месяца из одного эруптивного центра. Во время извержевия из шлакового конуса узкой лентой излился глыбовый лавовый поток

Побочное извержение конуса Былинкиной произошло в 1951 г. на высоте 950 м из двух эруптивных центров с разрушением шлакового конуса сложного строения и излиянием короткого крупноглыбового лавового потока большой мощности (до 40 м).

Извержение имени Белянкина началось 13.VI 1953 г. на высоте 1300 м по трещине из трех эруптивных центров с образованием небольшого шлакового конуса. Из него 16.VI несколькими рукавами произошло излияние шлакоглыбовой лавы. 25.VI извержение прекратилось.

Эффузивное кратковременное извержение имени Вернадского и имени Крыжановского началось в июле 1956 г. выше Юбилейного прорыва. По трещине из двух эруптивных центров в течение 5 дней происходило излияние небольших глыбовых лавовых потоков.

Затем наступил десятилетний перерыв между побочными извержениями вулкана. Этот перерыв является наибольшим за последние 50 лет.

Извержение кратеров Пийпа началось 6.Х 1966 г. выше конуса Белянкина. По трещине была образована цепочка взрывных кратеров. Верхние кратеры были эксплозивными, ^из нижних вытекал глыбовый лавовый поток. Извержение продолжалось три месяца .

Извержение имени IV Всесоюзного вулканологического совещания (IV ВВС) началось 23.VIII 1974 г. на юго-западном склоне вулкана. Это было самое «высокое» историческое побочное извержение (до февраля 1987 г.). На трещине локализовались два кратера — эксплозивный на высоте 3600 м и эффузивный — на 200 м ниже. Глыбовый лавовый по­ток из небольшого шлакового конуса, сформированного на месте нижнего кратера, изливался до конца декабря 1974 г.

Пароксизмальные извержения для Ключевского вулкана редки. Последнее мощное извержение за рассматриваемый период происходило в конце декабря 1944 — январе 1945 г. В январе 1945 г. по Крестовскому желобу излился лавовый поток. Извержение сопровождалось мощным пеплопадом, объем выпавшего пепла был близок 0,6 км3 . До этого извержения и после него в кратере вулкана периодически возникали и разрушались шлаковые конусы.

Особенностью вершинного извержения 1978—1980, 1984— 1987 гг. было излияние лавовых потоков на склоны вулкана. Очень часто при контакте лавы со льдом, когда лавовый поток «вгрызался» в ледник, происходили фреатические взрывы, которые напоминали картину побочного извержения на склоне вулкана. Нагруженное пеплом парогазовое облако от таких взрывов поднималось иногда до высоты 13 км. В нем периодически происходили электрические разряды в виде молний. Непрерывный поток раскаленных обломков, скатывающихся по крутым участкам склона, в ночное время создавал иллюзию светящейся «открытой» трещины в постройке вулкана.

В результате контакта лавы и льда происходило образование мощных грязевых потоков и лахаров. В периоды усиления эксплозивно-эффузивной деятельности расход лавы увеличивался и лавовые потоки спускались вниз по склону до высот 3000—2800 м. В такие дни грязевые потоки, пропиливая глубокие каньоны в ледниках, растекались более чем на 30 км от подножия вулкана . Еще одной особенностью этого извержения наряду с образованием пепла, бомб и лавовых потоков было образование раскаленных лавин. Они наблюдались несколько раз во время облета вулкана в январе—феврале 1987 г. Лавины возникали в районе западной бокки внутрикратерного конуса и скатывались по склону вулкана со скоростью 60—100 км/ч. Отложения лавин представляли собой маломощные узкие полосы мелкообломочного материала протяженностью до 2,5 км при наибольшей ширине до 70 м.

Продукты извержений. Представлены преимущественно лавой и пирокластикой. Образцы отбирались во время извержений в твердом и пластичном состоянии. Сравнивались отобранные одновременно в ходе одного извержения пепел—бомбы— лавы.

Пеплы. Основная масса пепла поступает на поверхность во время извержений вершинного кратера. При пароксизмальных извержениях, когда истечение пеплогазовой колонны происходит по всему сечению кратера и достигает высоты свыше 15—40 км, количество пепла достигает 500 млн м3 . Во время извержения 1984—1987 гг. площадь пепло-пада захватывала от 10 до 500 км2.

Вблизи склона вулкана преобладают частицы пепла с размерами зерен от 1 до 0,25 мм, на удалении от вулкана выпадает пепел алевритового облика. В целом пеплы представляют собой темно-серую, с чуть заметным буроватым оттенком массу с характерным стеклянным блеском, с обломками кристаллов плагиоклаза, оливина и пироксена. При побочных извержениях количество пепла всегда значительно меньше или он полностью отсутствует.

Вулканические бомбы четырех типов образуются как при вершинных, так и при побочных извержениях: эллипсоидальные, изометрические с поверхностью «хлебной корки», вспененные шлаки, веретенообразные — в виде лимонов или веретен. Бомбы сложены однообразным темно-серым с побежалостью пористым базальтом. Образцы бомб отличаются от лав более стекловатой структурой основной массы.

Лавовые потоки. Относятся к шлакоглыбовым и крупноглыбовым потокам. На некоторых лавовых потоках вблизи истоков сохранилась канатная поверхность. Мощность некоторых лавовых потоков достигает 30 м,-в среднем равна 5—10 м. Длина потоков от 1 до 12 км. При побочных извержениях 1938, 1966, 1974, 1983 гг. «единичные» лавовые речки образовывали протяженные лавовые поля. Особенностью формирования таких лавовых полей было наращивание мощности в результате наслаивания одна на другую жидких лавовых речек, миграции их внутри лавового поля по лавовым туннелям (лавоводам), удаленным от истока на несколько километров. Отдельные лавовые речки имели длину до 4 км при ширине 7—10 м, высота бортовых валов, образующих русло, 2—3 м. Внутренние борта фарватеров долгое время сохраняют свою форму и горизонтальные борозды — следы течения лавы., температура, которую удалось замерить на лавовом потоке, не превышала 1090°С. Иногда внутри лавового поля удавалось одновременно наблюдать многочисленные реки, движущиеся с разной скоростью и на разном удалении от истока.

Издание «АКТИВНЫЕ ВУЛКАНЫ КАМЧАТКИ» 1991г